Памятник Степану Чумпину
@ https://vk.com/wall-60449070_153523 © Elena Matrosova
На смотровой площадке Гороблагодатского карьера установлен памятник первооткрывателю горы Благодать Степану Чумпину. Надпись на нем гласит: «Вогул Степан Чумпин сожжён здесь в 1730 г.».
Авторы многих научно-исследовательских и художественных произведений подчеркивают: вогул-охотник не только раскрыл русским рудоискателям чудо-гору, но и ещё раньше лично водил на неё горного начальника.
С 1722 – 1734 год Татищева не было на Урале – как же мог Чумпин до 1735 года, «ещё раньше», сопровождать горного начальника, если он в это время находился за тридевять земель? Как мог Чумпин вообще, будучи сожжённым в 1730 году, показывать руду Ярцеву в 1735-м?!
О ещё большее несоответствие дат споткнулся и авторитетный уральский учёный-энциклопедист Н. К. Чупин. Он отыскал в архивах Горного управления документ, гласивший, что первооткрывателя Благодати 24 января 1736 года пригласили в Екатеринбургскую контору горного начальника, где ему было выдано 24 рубля 70 копеек… Эта дата тоже ставит под сомнение факт сожжения вогула Чумпина. Кто же обманывает? Легенда? Памятник? Архивный материал?..
Может, памятник - всего лишь дань молве, преданию? А может надпись подкорректировали, когда взамен утраченного памятника в 1826 году, торжественно открыли второй.
Первый памятник, установленный в год получения Степаном Чумпиным рокового денежного вознаграждения, по словам горного начальника, представлял «столб каменной властно как бы вытесан, вышиной от земли аршина 4 или мало больше, который думали что просто серый камень, но по опыту явилась самая лучшая руда, и оной с высеченной надписью времени обретения оставлен в предбудусчие веки» (Татищев В. Н. Общее географическое описание всея Сибири. 1736 & 31).
По описанию Татищева, на нём высечена надпись «времени обретения» Благодати. Но почему то видный деятель эпохи Петра, отличавшийся твёрдостью и справедливостью, забывает упомянуть имя человека, отдавшего жизнь ради процветания государства.
Но, может быть, ничего не упускает горный начальник, может, вогул-охотник вовсе не был принесён в жертву на священной горе?
Вот что говорится по этому поводу в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии» (Пермь. 1910 г.), составленном действительным членом императорского русского географического общества И, Я. Кривощёковым: «Рядом с часовней находится памятник вогулу Степану Анисимовичу Чумпину, заявившему о богатстве этого месторождения. Подпись на памятнике не соответствует действительности: Чумпин умер своей смертью, но не сожжен единоплеменниками. Виновником такой мистификации является горный инженер Голяховский, который первым в своей статье «Геогностические замечания в округе Гороблагодатских заводов» утверждал, что Чумпин за открытие богатств Благодати вогулами принесён в жертву на одной из сопок… Затем эта басня повторена геологами Эрдманом, Розе и другими».
...Сто лет простоял памятник. Стал мешать дальнейшим разработкам рудника».
Из книги: Кортин Б. А. Кушва.- Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1985.- 160 с., ил. (Города нашего края).
Так как памятник представлял собой монолитную глыбу, его отправили в переработку. А на новом месте в 1826 году установили чугунный памятник с надписью «Вогул Степан Чумпин сожжён здесь в 1730 г.».
Сегодня это тот же самый памятник, время не щадило его, поэтому он был реставрирован и видоизменён.
Художник Раев В. Е. «Памятник вогулу Степану Чумпину на горе Благодать», 1837 год
Памятник был установлен на вершине горы Благодать в 1826 г. взамен утраченного татищевского столба. Монумент во многом напоминает надгробный памятник, цилиндр высотой около полутора метров венчает чаша с вырывающимися из нее языками пламени. На цилиндре располагалась доска с надписью "Вогул Степан Чумпин сожжен здесь в 1730 г.". Рядом с памятником была возведена часовня Преображения Господня. Постепенно, в результате активной добычи руды, памятник оказался на вершине двадцатиметрового останца, наверх к огороженной площадке вела деревянная лестница. Все сооружение стало главной достопримечательностью Кушвы, и когда заводская администрация попыталась перенести памятник, чтобы срыть останец, этому воспротивилось все население. Лишь в 1920-е гг. представители новой власти распорядились срыть останец. Часовня была разрушена, а памятник Чумпину перенесли на новое место, уже не столь выразительное.
Алексеев Е. П., Памятники монументального искусства Свердловской области. Екатеринбург : Сократ , 2008 - 152 с. ; 29 см.